Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансово-экономические отношения, которые сейчас сложились, изменения векторов развития экономик отдельных стран, их интеграция в мировые финансовые устройства, конкурентная борьба за природные ресурсы и сферы влияния в мировой экономике актуализируют вопрос взвешенности любого принятого экономического решения, его обоснованности и эффективной реализации. Именно на этом этапе необходимо отметить важность бюджетного планирования, от обоснованности определения плановых показателей зависит эффективность выполнения бюджета и достижения поставленных целей. В управлении финансовой системой страны бюджетное планирование занимает центральное место, и тесно связано с социальным и экономическим планированием.
1. Общая характеристика денежно-кредитной и фискальной политики государства
1.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
Государственная денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий денежной и кредитной политики, реализуемой государственными органами в стране.
Одним из первых такое понятие как «цель денежно-кредитной политики» ввел Ян Тинберген. Под ним он понимал фиксированный количественый показатель, к достижению которого должна стремиться денежно- кредитная политика посредством выбора значений инструментов политики, и ему же принадлежит выделение следующих основных целей (рисунок 1.1) .
Денежно-кредитная политика в широком смысле представляет собой инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры в стране.
Посредством денежно-кредитной политики государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение общего благосостояния граждан страны.
Целями проведения денежно-кредитной политики выступают:
- формирование устойчивых темпов экономического роста страны и отдельных регионов;
- обеспечение стабильности цен;
- обеспечение высокого уровня занятости населения.
При этом в зависимости от текущих государственных потребностей приоритеты реализации денежно-кредитной политики могут изменяться. Цели и задачи денежно-кредитной политики формируются правительством страны, однако реализует ее Центральный банк Таджикистана. Центральный банк страны обладает набором инструментов денежно-кредитной политики, которые оказывают влияние на предложение денежных средств и условия их получения и предоставления.
В зависимости от преследуемых целей политика Центрального банка может быть направлена либо на стимулирование эмиссии кредитных ресурсов (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции. Основные инструменты регулирования финансового рынка страны представлены на рисунке 1.2 .
Инструментами денежно-кредитной политики центрального банка выступают:
- определение нормы обязательного резервирования средств;
- определение ключевой ставки;
- проведение операций на открытом рынке.
Обязательные резервы представляют собой ликвидные активы, (зарезервированные при проведении операций) в виде денег или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком.
1.2. Фискальная политика: цели и инструменты
Фискальная политика является одним из необходимых государству инструментов макроэкономического регулирования. Она проводится правительством в сфере налогообложения и государственного бюджета в целях достижения уровня полной занятости и дальнейшего экономического роста.
Существуют различные определения фискальной политики. Наиболее правильным является определение фискальной политики как совокупности мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен .
Цели бюджетно-налоговой политики разделяются на конечные и промежуточные, краткосрочные и долгосрочные. Конечные цели определяются посредством таких показателей, как реальный ВВП, безработица, инфляция. Промежуточные цели способствуют достижению конечных. Краткосрочные и долгосрочные цели зависят от типа политики, проводимой правительством в настоящее время .
Существует два основных варианта реализации фискальной политики: стимулирующая (экспансионистская), используемая в период спада, и сдерживающая (рестрикционная), применяемая в период подъема. Инструментами проведения стимулирующей политики являются увеличение государственных расходов, сокращение налогов и увеличение трансфертов. При сдерживающей же фискальной политике нужно сокращать государственные расходы, повышать налоги и сокращать социальные трансферты.
2. Оценка денежно-кредитной и фискальной политики в России
2.1. Денежно-кредитная политика в стране
Денежно-кредитная политика – это экономическая политика, направленная улучшение благосостояния населения России. Ее главным приоритетом является обеспечение низкой инфляции . В связи с этим, для оценки эффективности реализуемой денежно-кредитной политики целесообразно рассмотреть динамику инфляции.
Из рисунка 2.1 видно, что после пика в 2015 г., когда инфляция достигла 12,9%, происходит постепенное снижение: в 2017 г. она составляла 2,5%, а на начало 2020 г. была равна 2,2%. данные показатели свидетельствуют об эффективности проводимой Банком России денежно-кредитной политики по сдерживанию роста цен .
Далее необходимо провести основные инструменты, с помощью которых Банк России реализуют денежно-кредитную политику в стране. Основным из инструментов политики Центрального Банка является ключевая ставка, изменение ее динамики отражено на рисунке 2.2.
Проведенная диаграмма показывает, что в течение 2014 г. наблюдалось планомерное увеличение ключевой ставки с 5,5% в марте 2014 г. до февраля 2015 г. когда она имела максимальное значение 17%. Данный существенный рост был обусловлен мировым финансовым кризисом и в этих условиях Центральный Банк осуществлял поддержку национальной валюты повышая уровень ставки рефинансирования. Начиная с мая 2015 г. произошло стабилизированное экономической ситуации и Банк России начал постепенное снижение ключевой ставки, значение которой на 26.04.2020 г. составило 6% .
Как отмечает Центральный Банк, в следствие изменения в марте-апреле 2020 г. ситуация в мировой и российской экономике кардинально изменилась. События развивались стремительно – как в части распространения пандемии коронавируса, изменения ситуации на мировых финансовых и товарных рынках, так и в части реакции на происходящие события правительств и центральных банков. В этих условиях на заседании 20 марта 2020 г. Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку неизменной. Данное решение было принято по итогам детального рассмотрения различных альтернатив и с учетом необходимости поддержать финансовую стабильность в условиях крайне высокой волатильности финансовых рынков как в России, так и в мире.
Еще одним из инструментов Центрального Банка России является регулирование ликвидности банковского сектора по средствам покупки и выпуска в обращение дополнительных денежных средств. На рисунке 2.3 представлено, как происходило изменение структурного профицита ликвидности.
2.2. Характеристика фискальной политики в стране
Основу финансовой системы страны составляет федеральный бюджет, формируемый из различных источников. В таблице 1 представлена динамика показателей доходов федерального бюджета за 2017-2019 гг. формируемые, в том числе, за счет проводимой фискальной политики .
Из полученных данных следует, что в 2019 г. в федеральный бюджет поступило 20,2 трлн. руб., что на 3,8% выше итогов исполнения бюджета в 2018 г. Негативным моментом в формировании доходов федерального бюджета является существенное увеличение доли нефтегазовых доходов до 60,8% в 2019 г., при этом в 2017 г. они составляли только 39,6%. Оставшиеся 39,2% формировали ненефтегазовые доходы, это свидетельствует о замедление темпов развития экономики.
Экономическая безопасность страны во многом определяется степенью эффективности ее налоговой системы, так именно с поступлением налоговых доходов в бюджетную систему страны государство имеет возможность отвечать по своим долговым обязательствам, а также выполнять свои прямые функции. Важное место в системе органов управление финансами занимает ФНС России
По итогам проведения выездных и камеральных налоговых проверок в России в бюджетную систему страны в 2017 году было начислено 373 млрд. руб., из них налогов 264,4 млрд. руб. (70,9 %). Помимо доначисления налогов в эту сумму входят доначисления штрафов и пеней, а также другие платежи, связанные с нарушением валютного законодательства, правил осуществления расчетов наличными денежными средства и т.д. При этом, 83,5 % всех доначисленных сумм приходится на результат проведения выездных налоговых проверок.
За три года сумма доначислений в бюджет Российской Федерации по итогам проведения выездных и камеральных налоговых проверок сократилась на 9,2%, что составило 34,3 млрд. руб. При этом количество доначисленных налогов по итогам проведения выездных и камеральных налоговых проверок снизилось на 11,7%, что составило 30,9 млрд. руб.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение государственных ценных бумаг, также возрастет с 584,6 млрд. руб. в 2020 г. до 986,9 и 1 067,3 млрд. руб. в 2021-2022 гг. соответственно (таблица 2.6) .
Таблица 2.6 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2019-2022 гг., млрд. руб. и % к ВВП
Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в 2020-2022 гг. запланировано в отрицательных значениях в размере (-) 2 328,4 – 2 230,3 – 2 031,5 млрд. руб. соответственно. Поступление средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, сократится с 13,2 млрд. руб. в 2019 г. до 3,6 млрд. руб. к 2022 г. Объем государственных внешних заимствований также увеличится с 207,2 млрд руб. в 2020 г. (3,1 млрд долл. США) до 216,9 млрд руб. (3,3 млрд долл. США) в 2022 г., однако объем погашенных ценных бумаг превысит объем размещаемых на внешних рынках только в 2020 г. на 123,5 млрд. руб., в 2021 г. и в 2022 г. сальдированный результат поступлений средств от размещения и расходов на погашение внешних заимствований будет отрицательным: в 2021 г. (-) 181,6 млрд. руб., в 2022 г. (-) 49,7 млрд. руб.
В период 2020-2022 гг. из средств ФНБ планируется направить на софинансирование пенсионных накоплений 4,5 млрд. руб. в 2020 г., 4,3 млрд. руб. в 2021 г. и 4,1 млрд. руб. в 2022 г. Таким образом, с учетом прогнозируемого поступления средств от нефтегазовых доходов за этот же период в объеме 2 857,0 - 2 332,9 - 2 234,6 млрд. руб. соответственно, объем средств ФНБ на конец 2022 г. должен составить 16 196,3 млрд. руб. (12,6% ВВП) против 8 172,3 млрд. руб. (7,5% ВВП) на конец 2019 г.
3. Проблемы и пути повышения эффективности денежно-кредитной и фискальной политики в стране
3.1. Проблемы проводимой политики
Несмотря на стабильное увеличение доходной части федерального бюджета присутствует также тенденция к росту структурного (нециклического) бюджетного дефицита, который характеризуется наращиванием государственных расходов более быстрыми темпами, чем растут доходы бюджета. Такой дефицит возникает вследствие дискреционной фискальной политики, то есть такой, которая проводится не по правилам, а по собственному усмотрению власти.
Также характерным признаком дискретной фискальной политики является внутренняя структурная изменчивость расходов государства, особенно по статьям «национальная оборона» и «социальная защита и социальное обеспечение». При ведении такого вида фискальной политики органами государственной власти возрастают риски для финансовой стабильности, особенно в периоды обострения экономической и политической ситуации в стране .
К основным проблемам бюджетно-налоговой политики относятся:
- нестабильность и несовершенство бюджетно-налогового законодательства, негативно влияет на формирование налоговых поступлений и их выполнения, способствует расширению влияния на этот процесс политических, корпоративных и других факторов; - высокий налоговое давление;
- предоставление налоговых льгот, которые влияют на эффективность формирования доходов бюджета. Бессистемное и неоправданное предоставления налоговых льгот (большое количество налоговых льгот для одних предприятий означает высокие налоговые ставки для других, заставляет последних прятать свои доходы с целью сохранения конкурентоспособности), освобождения от налогообложения и масштабное уклонение от уплаты налогов сужает базу;
- рост государственного долга, в том числе и налогового;
- значительная неравномерность распределения налогового бремени в результате масштабного уклонения от уплаты налогов. В России функционирует высокий уровень теневой экономики. Теневая экономика оказывает непосредственное прямое влияние на систему макроэкономических показателей, приводит к росту налогового бремени в легальном секторе, сужение фискальной базы, необходимой для формирования доходной части бюджета и выполнения государством своих функций;
- чрезмерная фискальная направленность налоговой системы и неучет других задач, таких как стимулирование инвестиционно-инновационного развития и предпринимательской деятельности.
Особого внимания заслуживает проблема ежегодного принятия Государственного бюджета с дефицитом. При этом нарушается один из самых важных принципов бюджетной системы - принцип сбалансированности. Но наличие дефицита бюджета еще не означает несбалансированность в том случае, если достигнуто равенство между затратами и суммарной величиной бюджетных поступлений. При принятии бюджета с дефицитом такое равенство достигается, чаще всего, за счет заимствований, приводящие к появлению государственного долга .
Кроме того, одной из проблем формирования доходной части Государственного бюджета является наличие нарушений и недостатков, связанных: с недоплатами в бюджет; с несвоевременным и неполным перечислением дивидендов, причитающихся государству; с ненадлежащим контролем за правильностью начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов и тому подобное.
На сегодняшний день в сфере бюджетно-налоговой политики фискальная функция налогов преобладает регулирующую. В налогоплательщиков складывается такое впечатление, что налоговый пресс является непосильной, ведь система налогообложения в РФ непрозрачная и сложная.
Налоговое законодательство не отличается совершенством, а скорее очень запутанно. На формирование доходной части Государственного бюджета, а именно налоговых поступлений, и на уровень выполнения бюджета негативно влияет несовершенство и нестабильность налогового законодательства.
3.2. Пути решения выявленных проблем
Как показал проведенный анализ, наиболее значимыми проблемными аспектами расходов федерального бюджета являются следующие:
- значительные разрывы суммовых разниц между рядом функциональных статей;
- очень мало бюджетных средств (менее 1% от всех расходов) выделяется на ряд значимых функциональных статей: охрану окружающей среды, культуру, физическую культуру и спорт;
- значительный рост расходов на социальную политику, обусловленный увеличением бюджетных ассигнований на индексацию, что говорит о недостаточности проводимых мер по снижению инфляции в стране;
- значительная часть бюджетных средств тратится на общегосударственные вопросы (повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений науки гражданского назначения, увеличение объемов финансирования государственных научных фондов; повышение оплаты труда и системы государственных гарантий, федеральным государственным гражданским служащим и лицам, замещающим государственные должности; проведение выборов депутатов Государственной Думы и некоторые др.), а темп их снижения чрезвычайно мал;
- в разрезе видов расходов наблюдается значительная доля расходов на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения установленных функций, а также на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, а динамика их сокращения незначительна.
Оптимизация федерального бюджета предполагает решение обозначенных проблем, что требует проведения комплекса мер в отношении расходной части федерального бюджета.
Основные направления оптимизации, представленные на рисунке 3.1.
Кратко охарактеризуем представленные рекомендации в разрезе основных направлений оптимизации расходов.
В связи с тем, что на сегодняшний день главный вызов связан с нахождением баланса между усложняющимися задачами государственной политики и установленными на новом, более низком уровне бюджетными возможностями, задача повышения эффективности бюджетных расходов выходит на первый план.
Оптимизация расходов федерального бюджета в первую очередь требует: уменьшения разрывов суммовых разниц между рядом функциональных статей, увеличения расходов на ряд значимых функциональных статей (охрану окружающей среды, культуру, физическую культуру и спорт), уменьшения непродуктивных бюджетных ассигнований .
Решение этих задач можно осуществить посредством: повышения эффективности процедур проведения государственных закупок; ликвидации и (или) преобразования в иную организационно-правовую форму государственных учреждений, высвобождение непродуктивной занятости из государственного сектора; оптимизации расходов на оплату труда государственных служащих.
Повышение эффективности процедур проведения государственных закупок основывается на необходимости сокращения непродуктивных расходов в данной сфере и предполагает, в первую очередь - развитие механизмов и процедур внедряемой в настоящее время системы казначейского сопровождения.
Решению задачи снижения неэффективных затрат также будут способствовать:
- оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в иную организационно-правовую форму государственных учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов государственной власти в основном на платной основе;
- высвобождение непродуктивной занятости из государственного сектора;
- оптимизация затрат на оплату труда государственных служащих. Мероприятия такой оптимизации предполагают обеспечение роста производительности труда, опережающей рост заработных плат, за счет увязки оплаты труда с его результатами, а также посредством развития нематериальной мотивации государственных служащих, последовательного применения принципов «эффективного контракта» в отношении каждого работника, исходя из необходимости определения уровня оплаты труда в зависимости от качества и количества выполняемой работы.
Заключение
Государственная денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий денежной и кредитной политики, реализуемой государственными органами в стране. Фискальная политика является одним из необходимых государству инструментов макроэкономического регулирования. Она проводится правительством в сфере налогообложения и государственного бюджета в целях достижения уровня полной занятости и дальнейшего экономического роста.
Из проведенного во второй главе анализа видно, что после пика в 2015 г., когда инфляция достигла 12,9%, происходит постепенное снижение: в 2017 г. она составляла 2,5%, а на начало 2020 г. была равна 2,2%. данные показатели свидетельствуют об эффективности проводимой Банком России денежно-кредитной политики по сдерживанию роста цен.